Строительство Байкало-Амурской магистралиСтроительство БАМа началось действительно в 1974 году и завершилось в 1995, однако любая стройка начинается не на пустом месте – все строительные объекты требуют проектирования, подготовки рабочих чертежей, тем более, такой объект как Байкало-Амурская магистраль. Этот объект разрабатывался в три этапа, и прошло очень много времени до того, как были составлены рабочие чертежи. Если подсчитать, сколько лет прошло с того момента, когда впервые появилась идея проложить путь к океану, то получится, что до начала железнодорожного строительства это составило восемьдесят семь лет. Когда в 1887 году обсуждалось направление Великого Сибирского пути, одним из вариантов была прокладка железнодорожной магистрали севернее Байкала – это позволяло сократить путь выхода к океану на пятьсот километров. Именно тогда была озвучена идея строительства будущей байкало-Амурской магистрали. В 1906 году строительство дороги от Канска до Усть-Кута и далее, к северу от Байкала в направлении к Амуру было признано нецелесообразным. Первоочередной задачей стало строительство Амурской железнодорожной магистрали на Дальнем Востоке, которая имела ответвление до Хабаровска. В период с 1908 по 1914 год инженерные изыскания велись в направлениях, соединявших Иркутск с Бодайбо, Верхнеленском, а также Тайшета с Братском. Проект строительства железных дорог Якутск-Рухлово и Якутск-Тулун был выдвинут в 1930 году, и именно тогда эта магистраль была впервые названа Байкало-Амурской. В том же году были проведены первые изыскания на трассе, соединяющей Хабаровск с Советской гаванью. В 1931 году было решено строить линию от Волочаевки до Комсомольска, который только еще планировали построить, а годом спустя начались изыскания, непосредственно касающиеся строительства Байкало-Амурской магистрали. В 1934 году окончательные инженерные изыскания были осуществлены на отрезке от Тынды до Усть-Нимана, а на участке от Усть-Нимана до Комсомольска были проведены предварительные изыскания. В период с 1932 по 1935 годы все изыскательские работы были проведены почти на всем протяжении Байкало-Амурской магистрали, учитывая и возможные варианты железнодорожного строительства по другим направлениям, но окончательных изысканий выполнено не было, к тому же, из-за отсутствия технического проекта невозможно было даже выбрать окончательное направление. В том же 1932 году был создан крупнейший в России Байкало-Амурский исправительный трудовой лагерь, который был в непосредственном подчинении ГУЛАГ НКВД. С момента организации его задачей стали работы по сооружению Байкало-Амурской магистрали, строительство железнодорожных путей на Уссурийской и Забайкальской железных дорогах, развитие Транссибирской железнодорожной магистрали. Расформирован Байкало-Амурский исправительный трудовой лагерь был в 1938 году, и на его базе были организованы Бурейский, Юго-Восточный, Восточный, Западный, Южный и Амурский исправительно-трудовые лагеря. Повторные изыскания на отдельных участках Байкало-Амурской магистрали были проведены в 1936 году. Для выполнения окончательных изысканий на отрезке от Усть-Нимана до Комсомольска в 1937 году была организована Амурская экспедиция, а год спустя была начата разработка технических проектов для отдельных участках, на которых планировалось вести железнодорожное строительство. Благодаря этому уже в середине 1939 года можно было начать создание рабочих чертежей. В период с 1939 по 1940 год на всех четырех тысячах километрах Байкало-Амурской магистрали велись полевые работы. Но с началом Великой Отечественной войны железнодорожное строительство пришлось практически свернуть. Однако работы все же велись – в 1941 году была сдана в эксплуатацию линия Байкало-Амурская магистраль – Тында, на линии Комсомольск – Советская гавань работы возобновились в 1943 году. Уже после войны, в 1948 году была построена железнодорожная ветка до Усть-Кута. В 1950 году началось сооружение Приморского участка Байкало-Амурской магистрали от Советской гавани. Строительные работы были прекращены в 1953 году после смерти Сталина, а через год прекратились и проектно-изыскательские работы. В 1967 году было принято решение о возобновлении проектно-изыскательских работ, и для их ускорения вся трасса была поделена на пять участков. Выпуск рабочих чертежей на основном участке магистрали предполагалось начать в 1968 году – за основу планировались взять результаты изысканий, проведенных ранее, но новые технические условия и сложности, связанные с климатическими условиями, потребовали того, чтобы трасса была скорректирована. На это ушло еще семь долгих лет, и лишь в 1974 году строительство БАМа все же началось.
|